Приемка квартиры

Новые правила приемки квартиры от застройщика в 2022 году

Начиная с 25.03.2022, актуальными считаются новые требования касательно приема объекта от застройщика. Эти правила фиксируются в Постановлении Правительства РФ 442. Подобный документ стал обсуждаемым материалом среди владельцев доли в квартире. Учитывая, что новые изменения в постановлении стали значительными. Увы, во время поправок учитывались исключительно интересы строительных фирм.
В данном материале мы расскажем, на какие нюансы требуется обращать внимание во время проверки дефектов объекта. Также предложим ознакомиться с новыми нюансами, имеющимися в Постановлении.

Новые требования приемки объекта в новостройке: главные нюансы
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что стартовый осмотр покупатель в качестве владельца квартиры, может сделать и своими силами. Также можно использовать помощь профессионального эксперта в приемке квартиры – это решение будет более надежным. Опытный эксперт, применяя набор особых инструментов, определенно сможет найти скрытые недостатки. Так можно исключить проблем на этапе приемки до того, как дефекты найдет владелец. Правительство не стало лишать владельцев подобного права.
Ранее мы рассказывали о приемке объекта новостройки с отделкой. Но на текущий момент алгоритм перетерпел некоторые изменения. Отметим основные нюансы документа Постановления:

· срок предоставления объекта может быть изменен лишь в том случае, если строительная фирмы получила соответствующее разрешение касательно ввода квартиры в эксплуатацию. В этом случае также необходимо заручиться согласием другой стороны в виде дольщика. Поэтому каждая квартира в одной новостройке может передаваться с учетом своих сроков. Ранее Постановление предусматривало единый срок для всех квартир в доме;

· застройщик по закону имеет право отправить владельцу уведомление касательно завершения строительства. Это служит готовностью передачи объекта. Можно отправить уведомление по электронной почте или прочим методом, который указан в ДДУ. В случае, если застройщик направляет email, он должен заверить его квалифицированной электронной подписью. Теперь нет необходимости отправлять бумажное уведомление;

· любые недочеты теперь разделены по двум классификациям. Существенная и несущественная группа. В случае обнаружения сломанной фурнитуры или криво наклеенного покрытия на стенах, подобные дефекты должны будут занесены в акт передачи или прочую документацию. Дольщик не имеет права предоставить отказ от подписания акта передачи. Это служит показателем, что он уклоняется от приемки объекта.
Доверьте профессионалам выявление строительных недостатков
Получить консультацию
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации
В данном случае логика Постановления такая: если дефекты являются некритичными и не способны влиять на комфорт во время проживания в квартире, дольщик обязуется подписать акт приемки. При этом не имеет значения, что в течение 2 месяцев владелец не имеет права организовывать полноформатные ремонтные работы. Однако, застройщика это никак не стесняет: фирма будет обязана устранить нарушения в течение 60 дней.
Совершенно иначе дело касается серьезных недостатков. Речь идет про несоответствие показателей площади объекта с теми, которые указаны в ДДУ. Также сюда относится отсутствие отопления в зимний сезон, наличие грибка или плесени, любые недочеты, которые могут влиять на проживание в квартире. Если такие недочеты имеются, акт можно не подписывать. Фирма-застройщик тем самым получает стимул максимально быстро исправить все дефекты и снять с себя вопросы содержания объекта.

Полный перечень касательно существенных и несущественных недостатков в Постановлении не приводится. Впрочем, каждому специалисту известно, по каким критериям можно проверить недостаток. В случае, если дефект нельзя устранить или он значительно влияет на комфорт во время проживания на площади, он является существенным.


Если возникают споры между двумя сторонами насчет списка существенных и несущественных дефектов, со стороны застройщика может быть привлечен профессиональный специалист в отрасли строительства или инженерных взысканий. Это эксперт обязан входить в соответствующий национальный реестр, работать по трудовому контракту с компанией или организацией, которая считается членом СРО. Покупатель должен со своей стороны согласовать данную кандидатуру. В течение 5 дней после проведения стартового осмотра обязана быть назначена новая дата приемки. Также учитывается следующее:

· оплата услуг эксперта остается за гражданином. Однако, в случае подтверждения замечаний дольщика, услуги специалиста будет оплачивать застройщик;
· во время проведения повторного осмотра обязаны присутствовать владелец и представитель строительной фирмы, которая работала над объектом или сам застройщик;
· в течение 3 дней с момента второго осмотра, владелец обязан составить акт приемки и переправить его в строительную фирму, указав информацию о недостатках, дату обследования.

Юристы готовы предоставить ответы на все вопросы, рассчитать стоимость услуг специалистов, предоставить персональное решение спорной ситуации.
Компания-застройщик обязана выполнить все устранения дефектов за 2 месяца. В прошлой версии Постановления застройщику давалось 45 суток для устранения недостатков. Другой срок покупатель требовать не имеет права, даже после обращения в суд. Как только ремонт будет завершен, необходимо будет провести повторный осмотр.
В том случае, если застройщик отрицательно ответил на необходимость проведения ремонта, гражданин по закон может предъявить претензию касательно:
· компенсации расходов на устранение недостатков;
· понижение стоимости ДДУ.
Требования касательно расходов должно быть рассмотрено и удовлетворено в течение 10 суток. По истечению этого срока можно подать на фирму в суд – используя услуги юриста, или оформить иск своими силами.
Доверьте профессионалам выявление строительных недостатков
Получить консультацию
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации
В случае наличия критических дефектов, дольщик имеет полное право потребовать исправить недостатки. Также есть право на расторжение контракта, возврата цены, которая была выплачена с процентами.
Если покупатель не приходит на приемку, строительная фирма может передать акт в одностороннем порядке. При этом устанавливается максимальный срок в 30 дней с момента передачи объекта. В прошлой версии Постановления срок был в 60 суток.


В том случае, если дольщик не разрешает предоставить доступ на площадь представителей застройщика для устранения недостатков, покупатель теряет законное право на защиту в суде. Таким образом, он не может рассчитывать про компенсацию расходов, снижение стоимости ДДУ.
Кроме того, требуется подчеркнуть, что закон «Про защиту прав потребителей», теперь не будет использован к отношениям фирмы и владельца. Таким образом, со строительной фирмы не удастся взыскать штрафную сумму в размере 50% от указанной суммы, если застройщик отказался урегулировать спор до суда. Кроме того, дольщику потребуется заплатить государственную пошлину, если он решится обратиться в суд.
Необходимо учитывать и другой важный нюанс. Из-за невозможности применения закона «Про защиту прав потребителей» касательно отношений в области долевого строительства, большой процент девелоперов начали отказывать владельцам в использовании помощи профессиональных приемщиков. При этом данное действие может мотивироваться внутреннем регламентом или ограничениями в связи с пандемией. Впрочем, подобный отказ считается неправомерным. Ни один нормативно-правовой документ не включает в себя запрет на использование помощи экспертов во время приемки объекта.

О спорных нюансах
Увы, но практически сразу были обнаружены спорные моменты, которые не указаны в Постановлении. Рассмотрим некоторые из них:
· не до конца понятно, как действовать в том случае, если стартовый осмотр уже был завершен до принятия нового текста Постановления, а второй осмотр прошел позже. Лучшим вариантом будет, если компания уже устранила дефекты. Однако, если этого не произошло, непонятно, как действовать дальше – необходимо ли предоставить застройщику дополнительные 2 месяца;
· когда дольщик, который не позволил строителям устранить недостатки, будет лишен права на защиту в суде? Не указано, в какие сроки это случается – после отказа по стартовому требованию фирмы-застройщика, или после многочисленных отказов в рамках 60 дней, которые предоставлены для исправления дефектов? Таким образом, появляется большое пространство для нелегальных действий со стороны застройщика: они способны заявить, что владелец не согласен допускать специалистов на объект. В том случае, если спорная ситуация будет передана в суд, любая сторона обязана защищать свои интересы самостоятельно;
· появляются вопросы касательно необходимости предоставления застройщику акта приемки – теперь в подписании акта обязан участвовать сам застройщик;
· не до конца ясно, какие требования применяются к делам, которые которые уже перешли в суд. Согласно общим нормам, законодательно не предусмотрена обратная сила. Поэтому все требования, которые только появились, могут применяться к спорам, которые возникли после 25.03.2022.

Кроме того, существует и ряд других не сразу заметных нюансов. Например, просчет неустойки в том случае, если строительная компания уклоняется от устранения недостатков. Как быть, если фирма не собирается нанимать специалиста, или покупатель отклоняет конкретного эксперта? Какие установлены сроки возмещения расходов на услуги специалиста? Остается ожидать, что все разъяснения будут предложены позже.
Новая версия Постановления призвана обеспечить поддержку фирм-застройщиков и сферы в целом, учитывая, что область строительства находится в кризисе в связи с антироссийскими санкциями. Такая инициатива уже предлагалась ранее в рамках борьбы с так именуемым «потребительским терроризмом». Однако, основное преимущество нового документа заключается непосредственно в сроке его актуальности. Старый порядок приемки объекта будет возвращен уже 01.01.2023.

На какую помощи может рассчитывать владелец?
И хотя Постановление 442 имеет четкий «перевес интересов» в сторону застройщика, нельзя говорить о том, что владельцы не могут получить защиту.
В первую очередь необходимо отметить, что при возникновении спора между застройщиком и владельцем до 25.03.2022, не стоит переживать. Права дольщиков будут защищены законодательством «Про защиту прав потребителей». Таким образом, владелец может обратиться за взысканием штрафа со строительной фирмы, может взыскать неустойку или возместить моральный ущерб.
Во-вторых, те дефекты, которые дольщик обнаружил, он не будет исправлять за личный счет – над исправлением проблем должен трудиться застройщик. В случае отказа или невыполнения норм, можно продолжить разбирательство в судебном порядке. Также есть возможность взыскать с фирмы неустойку, которая составляет 1/150 ставки Центробанка РФ за каждые сутки просрочки. В случае, если суд примет решение в пользу владельца, с фирмы можно также взыскать растраты на государственную пошлину, услуги юриста и прочее.
В-третьих, необходимо помнить про гарантийный срок касательно недвижимого объекта, оборудования инженерного и технологического типа. Гарантия продолжает действовать. В том случае, если владельцу квартиры пришлось столкнуться с промерзанием перекрытий, можно подать претензию на фирму-застройщика в течение 5 лет. Касательно инженерных и технологических систем срок действует в рамках минимум 3 лет. Отделка – 12 месяцев.
То есть, и, хотя по тексту Постановления положение дольщика и ухудшается, он может надеяться на конкретный набор прав в том случае, если будут найдены дефекты. Основная задача дольщика – следовать четкому алгоритму и срокам.

Made on
Tilda