В случае наличия критических дефектов, дольщик имеет полное право потребовать исправить недостатки. Также есть право на расторжение контракта, возврата цены, которая была выплачена с процентами.
Если покупатель не приходит на приемку, строительная фирма может передать акт в одностороннем порядке. При этом устанавливается максимальный срок в 30 дней с момента передачи объекта. В прошлой версии Постановления срок был в 60 суток.
В том случае, если дольщик не разрешает предоставить доступ на площадь представителей застройщика для устранения недостатков, покупатель теряет законное право на защиту в суде. Таким образом, он не может рассчитывать про компенсацию расходов, снижение стоимости ДДУ.
Кроме того, требуется подчеркнуть, что закон «Про защиту прав потребителей», теперь не будет использован к отношениям фирмы и владельца. Таким образом, со строительной фирмы не удастся взыскать штрафную сумму в размере 50% от указанной суммы, если застройщик отказался урегулировать спор до суда. Кроме того, дольщику потребуется заплатить государственную пошлину, если он решится обратиться в суд.
Необходимо учитывать и другой важный нюанс. Из-за невозможности применения закона «Про защиту прав потребителей» касательно отношений в области долевого строительства, большой процент девелоперов начали отказывать владельцам в использовании помощи профессиональных приемщиков. При этом данное действие может мотивироваться внутреннем регламентом или ограничениями в связи с пандемией. Впрочем, подобный отказ считается неправомерным. Ни один нормативно-правовой документ не включает в себя запрет на использование помощи экспертов во время приемки объекта.
О спорных нюансах
Увы, но практически сразу были обнаружены спорные моменты, которые не указаны в Постановлении. Рассмотрим некоторые из них:
· не до конца понятно, как действовать в том случае, если стартовый осмотр уже был завершен до принятия нового текста Постановления, а второй осмотр прошел позже. Лучшим вариантом будет, если компания уже устранила дефекты. Однако, если этого не произошло, непонятно, как действовать дальше – необходимо ли предоставить застройщику дополнительные 2 месяца;
· когда дольщик, который не позволил строителям устранить недостатки, будет лишен права на защиту в суде? Не указано, в какие сроки это случается – после отказа по стартовому требованию фирмы-застройщика, или после многочисленных отказов в рамках 60 дней, которые предоставлены для исправления дефектов? Таким образом, появляется большое пространство для нелегальных действий со стороны застройщика: они способны заявить, что владелец не согласен допускать специалистов на объект. В том случае, если спорная ситуация будет передана в суд, любая сторона обязана защищать свои интересы самостоятельно;
· появляются вопросы касательно необходимости предоставления застройщику акта приемки – теперь в подписании акта обязан участвовать сам застройщик;
· не до конца ясно, какие требования применяются к делам, которые которые уже перешли в суд. Согласно общим нормам, законодательно не предусмотрена обратная сила. Поэтому все требования, которые только появились, могут применяться к спорам, которые возникли после 25.03.2022.
Кроме того, существует и ряд других не сразу заметных нюансов. Например, просчет неустойки в том случае, если строительная компания уклоняется от устранения недостатков. Как быть, если фирма не собирается нанимать специалиста, или покупатель отклоняет конкретного эксперта? Какие установлены сроки возмещения расходов на услуги специалиста? Остается ожидать, что все разъяснения будут предложены позже.
Новая версия Постановления призвана обеспечить поддержку фирм-застройщиков и сферы в целом, учитывая, что область строительства находится в кризисе в связи с антироссийскими санкциями. Такая инициатива уже предлагалась ранее в рамках борьбы с так именуемым «потребительским терроризмом». Однако, основное преимущество нового документа заключается непосредственно в сроке его актуальности. Старый порядок приемки объекта будет возвращен уже 01.01.2023.
На какую помощи может рассчитывать владелец?
И хотя Постановление 442 имеет четкий «перевес интересов» в сторону застройщика, нельзя говорить о том, что владельцы не могут получить защиту.
В первую очередь необходимо отметить, что при возникновении спора между застройщиком и владельцем до 25.03.2022, не стоит переживать. Права дольщиков будут защищены законодательством «Про защиту прав потребителей». Таким образом, владелец может обратиться за взысканием штрафа со строительной фирмы, может взыскать неустойку или возместить моральный ущерб.
Во-вторых, те дефекты, которые дольщик обнаружил, он не будет исправлять за личный счет – над исправлением проблем должен трудиться застройщик. В случае отказа или невыполнения норм, можно продолжить разбирательство в судебном порядке. Также есть возможность взыскать с фирмы неустойку, которая составляет 1/150 ставки Центробанка РФ за каждые сутки просрочки. В случае, если суд примет решение в пользу владельца, с фирмы можно также взыскать растраты на государственную пошлину, услуги юриста и прочее.
В-третьих, необходимо помнить про гарантийный срок касательно недвижимого объекта, оборудования инженерного и технологического типа. Гарантия продолжает действовать. В том случае, если владельцу квартиры пришлось столкнуться с промерзанием перекрытий, можно подать претензию на фирму-застройщика в течение 5 лет. Касательно инженерных и технологических систем срок действует в рамках минимум 3 лет. Отделка – 12 месяцев.
То есть, и, хотя по тексту Постановления положение дольщика и ухудшается, он может надеяться на конкретный набор прав в том случае, если будут найдены дефекты. Основная задача дольщика – следовать четкому алгоритму и срокам.